Йорн Утцон

 Jørn Utzon | Йорн Утцон | Гелпроект | Архитектор

Выдающийся датский архитектор умер во сне утром 29 ноября 2008 года в возрасте 90 лет. Его вклад в архитектуру 20 века многогранен, но в первую очередь его имя связано со зданием Оперного театра в Сиднее. При этом для самого Утцона победа в конкурсе на проект этого сооружения в 1957 стала не только дорогой к всемирной известности, но и тяжелым разочарованием: из-за разногласий с австралийскими властями ему пришлось покинуть проект в 1966.

В 2003 ему была присуждена Притцкеровская премия – во многом благодаря «Сиднейской Опере»: жюри отметило смелость проекта и его важную роль как свидетельства неограниченных возможностей архитектора и архитектуры. В 2007 году Йорн стал вторым архитектором, чей проект был прижизненно объявлен памятником Всемирного наследия.

Период учения Йорна в архитектурной школе при Академии искусств в Копенгагене (1937 - 1942) совпал с немецкой оккупацией Дании. В архитектурной школе Утцон учился у известных датских архитекторов — Штеена Элера Расмуссена и Кая Фискера, в творчестве которых нашло отражение стремление скандинавских архитекторов 1930-х годов увязать прогрессивные основы функционализма с национальными традициями.

Начало творческой деятельности Утцона было связано с его трехлетней работой в Стокгольме (1942 - 1945). В это время он находился под влиянием работ Асплунда — одного из наиболее ярких представителей шведского функционализма 1930-х годов. В годы второй мировой войны в Швеции благодаря ее нейтралитету не прекращалось строительство. Поиски национального своеобразия современной архитектуры велись в условиях крайней экономии средств, связанной, в частности, с прекращением импорта цемента и некоторых других строительных материалов. В архитектуре того времени использовались дешевые местные материалы — неоштукатуренный кирпич и дерево. Рациональная организация пространства сочеталась с лаконизмом форм. Это привело к появлению в шведской архитектуре течений, получивших впоследствии название «неоэмпиризма».

Поездка в США и встреча там с Райтом, а также работа в мастерской Алвара Аалто в Хельсинки (1946) были дальнейшими этапами творческого развития Утцона, оказавшими, по-видимому, значительное влияние на восприятие им принципов органической архитектуры.

Вскоре Утцон стал работать в собственной мастерской. В 1948 году он встречался в Париже с Фернаном Леже и Ле Корбюзье. Утцон, как и многие архитекторы его поколения, стремился увидеть мир непосредственно в материальном воплощении. В 1948 году он побывал в Марокко, где, в частности, он отметил единство строительного облика деревни и окружающего ландшафта, что объяснялось однородностью материала — глины. Когда Утцон позже строил многоэтажные жилые массивы, например Фреденсборг, они во многом отражали впечатление о единстве примитивных построек в Марокко.

При посещении Америки в 1949 году, наибольшее впечатление произвела на него древняя архитектура майя и ацтеков. В их святилищах архитектор нашел отклик тому, что еще дремало в его творческом воображении: мощные горизонтальные плоскости, как главное средство архитектурного выражения.

Первые осуществленные постройки Утцона относятся к 1950-м годам. В 1952 году он строит собственный дом в Хелебске близ Копенгагена и жилой дом в Холте (1952 - 1953). Асимметричный план и свободное пространственное решение этих приподнятых на железобетонные опоры протяженных зданий свидетельствуют о влиянии на творчество Утцона принципов органической архитектуры.

В 1957 году Утцону удалось познакомиться с культурами Китая, Непала, Индии и Японии. Датчанин оценил и понял различие между китайской и японской архитектурой: его поразило, между прочим, что в Японии измерения производят гибким тросом, а не жесткой масштабной линейкой, как в Китае, и он обнаружил, каким образом это отражалось на характере сооружений.

Интересные встречи дали новый импульс его творчеству. В Пекине он познакомился с профессором Лиангом, который перевел с древнекитайского на современный китайский язык семь томов строительных законов, действовавших восемьсот лет назад. Система стандартных строительных деталей была тогда разработана до мельчайших подробностей, но не только в части их размеров, как в наше время, а во всех возможных комбинациях, с учетом их символического значения

Во время международного конкурса на строительство Оперного театра в Сиднее (1957) великий Эро Сааринен настоял на том, чтобы победителем был объявлен экспрессивный проект, представленный в то время малоизвестным Утцоном. Архитектор объяснял, что на создание проекта его вдохновили полусферические очистки апельсина, из которых можно составить полную сферу.

Интересно отметить, что общественное мнение в целом отрицательно оценивало своды Оперного театра в Сиднее. Это был необычный ряд из десяти сводов, расположенных ступенчато один за другим и достигающих высоты шестидесяти метров. Наиболее распространенное возражение заключалось в том, что пересечение плоскостей соседних сводов-оболочек решено произвольно, поскольку не существует осязаемой связи между внешним и внутренним пространством, и что высокая, по существу четырехугольная сценическая коробка перекрыта без видимых оснований огромным сводом в форме крыла птицы.

«Оболочки» — так именует Йорн Утцон свои ступенчато расположенные своды — фактически излишни, если признавать в архитектуре только функциональное содержание. Но после полувекового развития новая архитектура завоевала право на большую свободу выражения в сооружениях, выходящих за пределы простой утилитарности.

В 2008 году был опубликован обновленный рейтинг "новых семи чудес света" и первое заслуженное место в нем занял Сиднейский оперный театр. Йорн так и не побывал в Австралии и не увидев завершённого варианта своего великого проекта.

Метки: Дизайн интерьера, Архитектор

Геленджик

город-курорт

info@gelproekt.pro

электронная почта

+7 (918) 460-53-75

8 (86141) 4-53-75

Гелпроект

2014-2021 Гелпроект. Все права защищены
Копирование материалов без согласия правообладателя запрещено.